Утвержденный Президентом Российской Федерации

Утвержденный Президентом Российской Федерации 30 июня текущего года Национальный план противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы стал шестым по счету. Напомню, что впервые этот программный документ, определяющий основные стратегические направления развития государственной антикоррупционной политики на два последующих года, был принят в 2008 году. Именно данный период стал переломным в историческом становлении антикоррупционного законодательства в России

Если до этого периода борьба с коррупцией, в основном, велась так называемыми карательными средствами воздействия (уголовной и административной ответственностью), то с 2008 года в российское законодательство начали внедряться такие передовые мировые институты, как предупреждение и урегулирование конфликта интересов, контроль за доходами, а позже и за расходами чиновников, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и другие. Вектор развития государственной антикоррупционной политики на этом этапе сместился в сторону профилактики коррупции. За короткий период времени была сформирована система обязанностей, ограничений и запретов для лиц, замещающих должности в органах государственной власти, местного самоуправления, которая позже была распространена и на руководство коммерческих и некоммерческих организаций с участием государства.

Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы закрепил эту работу на более высоком уровне. В нем были заложены основы качественно нового направления развития антикоррупционной политики – формирование в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции. Предполагается, что законопослушное поведение все более будет достигаться не за счет системы правовых ограничений и запретов, а тем более ответственности, а посредством осознанной внутренней мотивации каждого участника антикоррупционного процесса, его антикоррупционного правосознания, которое априори отвергает всякие коррупционные проявления. Причем такое правосознание будет формироваться не только внутри самой системы государства, то есть у его должностных лиц, но и во вне – в масштабах всего российского общества.

Национальный план противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы предполагает дальнейшее проведение этой идеи в жизнь. В частности, в нем содержатся поручения разработать механизм предоставления грантов организациям, достигшим наиболее значимых результатов в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции (пункт 23). Кроме того, предусмотрено привлечение специалистов для качественного повышения эффективности социальной рекламы, способствующей формированию в обществе неприятия всех форм коррупции, а также для поиска оптимальных форм и методов воздействия на различные слои населения в целях формирования негативного отношения к данному явлению (пункт 26).

В целях изучения общественного восприятия (оценки) уровня коррупции в региональном разрезе главам субъектов Российской Федерации рекомендуется ежегодно проводить соответствующее социологическое исследование по методике, разработка которой поручается Правительству Российской Федерации.

Помимо этого, Национальный план определяет комплекс мер по антикоррупционному образованию должностных лиц, впервые принятых на работу и ежегодное повышение квалификации лиц, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Особое внимание в рамках обозначенного направления деятельности уделяется формированию антикоррупционного правосознания бизнес сообщества. В частности, с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ведущих общероссийских общественных организаций и объединений предпринимателей предполагается продолжить проведение ежегодного исследования, определяющего отношение предпринимательского сообщества к коррупции (так называемый «бизнес-барометр коррупции»), всероссийские акции, направленные на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, комплаенса, антикоррупционных кодексов и тд.

Особое внимание в документе уделяется вопросам повышению прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе за счет установления обязательного общественного обсуждения закупок, в случае если начальная цена контракта составляет 50 млн. рублей, а минимальная 5 млн. рублей. Это позволит существенно усилить общественный контроль за такими закупками.

Национальным планом предусматривается также и комплекс мер, направленных на защиту самих предпринимателей от злоупотреблений и произвола со стороны отдельных представителей власти, в том числе посредством незаконного уголовного преследования, заключения под стражу, ареста имущества, необоснованного применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по государственным контрактам неустоек (штрафов, пеней).

В   Национальном плане нашла отражение также  наметившаяся в последние годы тенденция по укреплению так называемой региональной вертикали власти в области противодействия коррупции. В рамках ее в этом году был принят закон, устанавливающий обязанность глав субъектов Российской Федерации осуществлять проверку достоверности и полноты сведений о доходах муниципальных служащих и инициировать досрочное прекращение их полномочий в случае выявления соответствующих нарушений законодательства. В развитие этой концепции планом предусматривается рассмотрение главами регионов вопроса о повышении самостоятельности региональных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе возможность их преобразования в самостоятельные государственные органы субъектов Российской Федерации, подчиненные непосредственно высшим должностным лицам регионов (подп. «в» пункта 3).

Как уже было отмечено, основные антикоррупционные обязанности, ограничения и запреты для должностных лиц были установлены в 2008 году. Однако процесс их точной настройки продолжается до настоящего времени.

Не стал исключением и новый План противодействия коррупции. Им, в частности, предусматривается поручение о рассмотрении возможности расширения видов имущества, подлежащего обращению в доход Российской Федерации, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения на законные доходы, за счет денежных средств, предметов роскоши и иных ценностей. Сейчас этот перечень ограничивается недвижимым имуществом, ценными бумагами и транспортными средствами (подп. «а» пункта 17).

В Национальном плане особое внимание уделяется также вопросам совершенствования института предупреждения и урегулирования конфликта интересов. В частности, лица, претендующие на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, будут дополнительно сообщать информацию о супругах своих братьев и сестер и  братьях и сестрах своих супругов в целях выявления возможного конфликта интересов (подп. «б» пункта 6).

Помимо этого, Федеральному Собранию Российской Федерации рекомендуется рассмотреть вопрос об установлении ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации за  непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Введение такой ответственности позволит обеспечить единообразие антикоррупционных требований и стандартов вне зависимости от уровня должностного положения лиц, подлежащих антикоррупционному контролю.

Учитывая, что институт конфликта интересов предполагает ряд оценочных суждений, планом предусматривается подготовка обзора практики применения соответствующего законодательства каждые шесть месяцев. Этот обзор будет рассылаться в заинтересованные федеральные государственные органы и организации для учета в работе.

Также Национальный план содержит комплекс мер, направленных на дальнейшее совершенствование оснований ответственности за коррупционные правонарушения. В целях более последовательной реализации принципа справедливости наказания, учета при его назначении социальной опасности самого деяния, предполагается:

— регламентировать случаи несоблюдения антикоррупционных запретов, ограничений и требований вследствие обстоятельств непреодолимой силы,

— разработать критерии, определяющие малозначительность правонарушения,

— определить перечень обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность при применении взыскания за коррупционные правонарушения (подп. «в, г» пункта 1).

Национальным планом предусматривается дальнейшее внедрение современных информационных технологий в сферу противодействия коррупции.

Еще в Послании Федеральному Собранию 2018 года Президент Российской Федерации отметил, что цифровизация всей системы государственного управления, повышение её прозрачности, – это мощный фактор противодействия коррупции.

В связи с этим, с 1 января 2019 года предполагается полный переход на специальную автоматизированную систему декларирования «Справки БК» (подп. «в» пункта 17). Также предусматривается рассмотрение вопроса о создании и внедрении единой информационной системы для осуществления информационного взаимодействия государственных органов в целях противодействия коррупции (пункт 19).

Генеральную прокуратуру предполагается наделить полномочиями по ведению реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности в соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ (дача незаконного вознаграждения от имени и в интересах юридического лица). Эти данные также будут размещаться в единой информационной системе в сфере закупок для учета при отборе участников.

Особое внимание в Национальном плане уделяется вопросам контроля за его реализацией. В частности, Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции поручается сформировать соответствующую рабочую группу, которая ежегодно будет рассматривать доклад о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

Важным для Комитета по безопасности и противодействию коррупции является посыл о систематизации законодательства Российской Федерации в сфере противодействии коррупции (подп. «в» пункта 37). В настоящее время эта отрасль законодательства несколько разрозненна. Ее положения разбросаны более, чем по ста законодательным актам, как отраслевой, так и межотраслевой принадлежности. Зачастую эти нормы не согласуются между собой. Систематизация этого законодательства в соответствии с едиными требованиями и положениями Конституции Российской Федерации позволила бы поднять антикоррупционную деятельность в государстве на более высокий уровень

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *